Санкт-Петербург,
Александровский парк, д. 1,
ст. м. «Спортивная», "Горьковская"
секретарь: 232-82-60

ветеринарная клиника:

                                         232-69-83

Сравнительные исследования способностей к выявлению информативных признаков и формированию понятий у приматов различных семейств

В отделе приматов Ленинградского зоопарка проводятся эксперименты по теме «Сравнительные исследования способностей к выявлению информативных признаков и формированию понятий у приматов различных семейств: лемурообразные, мартышковые, гиббоновые и гоминиды».

 

Сравнительные исследования когнитивных способностей человека и животных позволяют понять как уникальность нашего вида, так и его связь с остальной частью животного мира, и, особенно, с нашими родственниками, приматами. 

Мы изучаем особенности выполнения приматами задач, связанных с выявлением общих признаков изображений, формированием понятий и синтезом уже сформированных понятий

В нашей работе мы используем метод, который не предусматривает никаких инструкций – испытуемые сами должны найти решение. Никакого предварительного обучения – просто угадай стимул и найди подкреплениеС помощью такой методики можно в одинаковых условиях протестировать и ребенка, и обезьяну. Дети обычно «ищут» наклейки, а обезьяны орешки. Обычно используется достаточно большой алфавит стимулов-изображений. Одновременно предъявляются только два стимула, под одним из которых находится подкрепление. Нужно выявить общий информативный признак, отличающий «верные изображения» – например, отсутствие угловналичие пересечений контуров изображений. В более сложной задаче одновременно предъявляются четыре изображения, и вероятность угадывания у испытуемого падает в два разаТак мы изучаем способности приматов формировать различные понятия – меньший/больший размер, форма контура и т.п. Для этого сопоставляется скорость формирования понятий – сколько предъявлений задачи потребуется, чтобы выбор перестал быть случайным – у разных испытуемых и у разных видов. Также мы анализируем как меняется поведение и время реакции на разных стадиях обучения – когда испытуемые просто угадывают ответ, а когда уже точно его знают. 

Участниками исследования являются представители малых человекообразных обезьян – белорукие гиббоны, низших узконосых обезьян – макаки резусы, и полуобезьян – кошачие лемуры, а также дети дошкольного возраста. 

Гиббоны охотно приходят на наши эксперименты из своего большого вольера в небольшое помещение, но участвовали пока только дети-подростки Орфей и Тесей, а родители и малышка наблюдали за ними на небольшом расстоянииПо сравнению с детьми и даже с макаками-резусами скорость реакции у гиббонов просто мгновенная и часто при выборе стимула они просто не успевали подумать… Другая особенность  их социальное поведение, которое активно привносилось в условия эксперимента. Например, борьба за лидерство с братом, выяснение отношений, привлечение внимания родителей, если вдруг что-то пошло не так. В случае неудачи младший брат Орфея Тесей мог завалиться на спину и захныкать, а Орфей мог схватить планшет и тянуть его к себе, не отдавая экспериментатору. В этом отношении они очень напоминали маленьких детей. Макаки ничего подобного никогда не делают, они больше ориентированы на задачу и поиск подкрепления, и они обучались быстрее, чем гиббоны и были более успешны, несмотря на то, что они относятся к низшим обезьянам, а гиббоны – к человекообразным обезьянам. 

К настоящему времени гиббоны успешно выполнили серию заданий и научились выявлять девять разных информативных признаков. Оказалось, что если для выявления первых признаков им требовалось длительное обучение, то с каждым последующим признаком этот период сокращался, а последние три признака гиббоны обнаружили практически сразу. Аналогичные результаты были и у макак, но показатели их были немного выше. У детей-дошкольников была другая закономерность: одни признаки были простыми и очевидными, а для выявления других признаков требовался длительный поиск Таким образом, дети больше ориентировались на свои знания, так как привыкли выполнять задания, сопровождающиеся инструкциями, в то время как обезьяны становились очень внимательными к  деталям, как только понимали общий принцип решения заданий. В связи с этим хочется вспомнить слова А. Энштейна«Приглядитесь лучше к природе, и после этого вы многое поймете лучше».

Как уже было отмечено, мы также проводим исследование с кошачими лемурами. В отличие от предыдущих испытуемых, лемуры в процессе поиска подкрепления предпочитали отодвигать стимулы не руками, как другие обезьяны, а носом, и при этом очень успешно пользовались обонянием! Потребовалось время и изобретательность, чтобы преодолеть эти трудности и заставить их смотреть на стимулы, и использовать руки. Кроме этого, сложность представляет строгая социальная матриархальная иерархия лемуров: сначала работает главная самка, и только когда ей надоест, могут приходить остальные. В исследовании участвуют две самки и два самца. К настоящему времени трое из четырех лемуров успешно выполнили первую задачу и двое – вторую. Наше исследование продолжается. 

Мы выражаем благодарность сотрудникам зоопарка за уникальную возможность работы с экзотическими приматами из коллекции зоопарка и помощь в организации и проведении исследований.

 

Голубева И.Ю. (Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН) и Тихонравов Д.Л. (Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН).